Нефть Brent: 82.8200 от 04.05.24 (16:47)
Рынок электроэнергии и мощности
На данный момент рынок электрической энергии в Казахстане включает два уровня – оптовый и розничный рынки электрической энергии.
 Действующая модель оптового рынка электроэнергии основана на системе взаимосвязанных, согласованно действующих рынков децентрализованной, централизованной торговли электрической энергией, рынка системных и вспомогательных услуг, балансирующего рынка в режиме «реального времени».
Субъектами рынка электроэнергии являются:
  • в сфере производства - энергопроизводящие организации;
  • в сфере передачи и распределения - Системный оператор (АО «KEGOC»), РЭК другие энергопередающие компании;
  • потребители (крупные, розничные);
  • энергоснабжающие организации;
  • рыночный оператор – АО «КОРЭМ».
В мае 2015 года на расширенном заседании Правительства РК Главой государства озвучен Национальный план - 100 конкретных шагов по реализации пяти индустриальных реформ, в соответствии с которым было принято решение о введении модели «Единого закупщика», необходимости укрупнения РЭК, внедрении новой тарифной политики в электроэнергетике. 
Для системного решения вопроса развития отрасли создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в 2015 году был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики». С принятием данного Закона были существенно усилены требования по эксплуатации и надежному энергоснабжению потребителей, предусмотрены предельные тарифы до 2019 года. Кроме того, до 2019 года сохраняется порядок утверждения расчетных и индивидуальных тарифов на электроэнергию, в связи с реализацией инвестиционных программ, требующих реконструкции и перевооружения станций. Данные меры были предприняты Правительством РК в целях поддержки и сохранения конкурентоспособности отечественных промышленных предприятий. Также предусмотрено создание Совета рынка – некоммерческой организации, осуществляющей деятельность по мониторингу функционирования рынка электрической энергии и мощности и Национального оператора – юридического лица, осуществляющего централизованный импорт и экспорт электроэнергии.
Для обеспечения стабильного финансирования электроэнергетики Казахстана, внесения изменений в организацию рынка электроэнергии разрабатываются новые вспомогательные финансовые механизмы. В частности, с 1 января 2019 года на смену «предельным тарифам» придет новый механизм привлечения инвестиций в отрасль, называемый Рынком мощности. В свою очередь, от владельцев активов мощностей ожидается инвестирование в надежность имеющихся в их распоряжении объектов и повышение эффективности.
Тарифы энергопроизводящих организаций будут разделены на 2 составляющие: тариф на электроэнергию и тариф на поддержание готовности электрической мощности. Тарифы на электроэнергию будут включать в себя переменные операционные расходы и амортизацию. Тарифы на поддержание готовности электрической мощности будут включать инвестиционные расходы. Для всех существующих станций будет устанавливаться один предельный тариф на услугу по поддержанию готовности электрической мощности, а также у каждой энергопроизводящей организации будет возможность заключить индивидуальное инвестиционное соглашение и получить индивидуальный тариф, как на всю мощность, так и на определенную ее часть.
Нормы данного Закона направлены на создание условий для обеспечения долгосрочных гарантий возврата инвестиций для действующих энергопроизводящих организаций и повышения прозрачности функционирования рынка электрической энергии и мощности.
В настоящее время Министерством энергетики РК ведется разработка проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам электроэнергетики» в части укрупнения энергопередающих организаций.
Большое количество энергопередающих организаций в каждом регионе ведет к высоким, подчас не обоснованным затратам за услуги по передаче электроэнергии из-за отсутствия учета составляющих расходов на обслуживание электрических сетей и накладных расходов, заложенных в тарифы у малых энергопередающих организаций, что в конечном счете негативно сказывается на потребителях.
Укрупнение РЭК позволит повысить надежность энергоснабжения, снизить затраты на передачу электроэнергии в регионах для конечного потребителя. 
Ассоциацией было предложено включение в законопроект вопросов внесения поправок в Земельный и Налоговый кодексы РК, в части порядка определения земельного участка под объекты электроэнергетики и освобождения энергопередающих организаций от корпоративного подоходного налога и налога на имущество при приеме на баланс электрических сетей, соответственно.
Эти и другие наиболее важные вопросы в электроэнергетике обсуждаются в рамках работы Координационного Совета по развитию энергетической отрасли на площадке Ассоциации.